|
||||
Навигация по сайту: Главная Администрация Нормативно-правовые акты История Пелыма Избирательная комиссия Контакты |
В начале добрых дел... ...Необозримы просторы тайги, расстилающей свой зеленый ковер от седых гор Урала до полноводной сибирской красавицы Оби Осенью 1959 года началось строительство железнодорожной линии Ивдель—Обь, призванной открыть и поставить на службу советскому народу несметные богатства Урало-Сибирской тайги.
Геологи подтвердили, что Приобская земля хранит огромные запасы отличного строевого леса, нефти, газа, пушнины, рыбы. Начались дни «таежной стройки», молодежь подхватила
эстафету мужества других всесоюзных комсомольских строек страны: Днепрогэса, Качканара, Уренгоя... Первыми «заступили на вахту жизнестроительства» люди науки — геологи, топографы, геофизики. За ними подтянулись строители, лесорубы, взрывники. Сначала жили в палатках и вагончиках. Километр за километром уходили на северо-восток стальные нити рельсов. За первой станцией Пыновка появилась вторая — Лявдинка, затем Улым-Сос, Оус, Кершаль, наконец — станция Пелым. Здесь, на кершальских болотах и родилась песня, которая стала маршем строителей дороги. Местность, в которой мы прокладывали железную дорогу, - район лесной и относился к необжитым. По всей трассе только один населенный пункт — деревня Вершина. Да и других трудностей хватало: суровый климат таежного края, крайне заболоченные леса, 77 км трассы — болото. Железнодорожный путь проложен лишь до станции Кершаль (17 км до Пелыма). Но эти трудности никого не пугали, и уже в марте 1961 года началось строительство поселка Пелым. Железнодорожная линия Ивдель—Обь потянулась на север, а на месте будущего поселка осталась бригада из восьми человек. Добросовестный и ударный труд позволил в июле 1961 года пост¬роить 5 щитовых домов, а к осени по ул. Пушкина (временно) — клуб, школу, магазин. По ул. Набережная — пекарню, столовую, баню. Вскоре начали приезжать еще рабочие, и через год труди¬лось уже около десятка бригад плотников. Успешная работа строителей в январе 1962 года позволи¬ла мастеру М.Н.Красильникову отгрузить с подъездных путей «Первые два вагона леса — Родине!». Изначально Пелыму отводилась роль лесопромышленного поселка, так как газовая промышленность еще стояла на пороге своего развития. Но не будем забегать вперед, так как жизнь еще только начиналась, а начиналась она, конечно же, с плана. Тщательно, как это было возможно по тем временам, в СМУ (Строительно-монтажном управлении) разработали план застройки поселка Пелым. На карту нанесли рисунок будущего Пелы¬ма и название улиц: Строителей, Набережная, Пушкина, К.Маркса, Щорса, Чапаева, Вокзальная, Павлика Морозова. Это названия основных улиц, а остальные будут названы позже. Но, что приме¬чательно, в Пелыме нет и никогда не было улицы Ленина. Быть может «крестные отцы» улиц увлека¬лись историей гражданской войны России 1918 г. и поэтами, а может быть, просто хотели чем-то выделить свое творение под названием Пелым? Это, конечно, останется навсегда загадкой. А пока вместо поселка стоял лес, на месте будущих улиц — узенькие просеки, визирки с затесами на деревьях. По прорубленным улицам прокладывали тротуар из настеленных жердей — «лежневку» (в Пелыме и по сей день еще сохранились такие улицы, например — ул. Школьная. Конечно, жители не теряют надежду на приход и в их края цивилизации в виде ровной дороги, которая позволит обеспечить проезд к жилым домам различного автотранспорта, благодаря чему, конечно же, принесет своеобразный комфорт для жизни стариков и детей, если только улица не будет признана «археоло¬гическим памятником» прошлого века), «ходить» по жердям было неудобно, скользко, поэтому вскоре тротуар' заменили на деревянный, но называли его по-прежнему «лежневка» (такой тротуар можно и сегодня встретить вдоль улицы К.Маркса).Но не будем забегать вперед, так как жизнь еще только начиналась, а начиналась она, конечно же, с плана. Тщательно, как это было возможно по тем временам, в СМУ (Строительно-монтажном управлении) разработали план застройки поселка Пелым. На карту нанесли рисунок будущего Пелы¬ма и название улиц: Строителей, Набережная, Пушкина, К.Маркса, Щорса, Чапаева, Вокзальная, Павлика Морозова. Это названия основных улиц, а остальные будут названы позже. Но, что приме¬чательно, в Пелыме нет и никогда не было улицы Ленина. Быть может «крестные отцы» улиц увлекались историей гражданской войны России 1918 г. и поэтами, а может быть, просто хотели чем-то выделить свое творение под названием Пелым? Это, конечно, останется навсегда загадкой. А пока вместо поселка стоял лес, на месте будущих улиц — узенькие просеки, визирки с затесами на деревьях. По прорубленным улицам прокладывали тротуар из настеленных жердей — «лежневку» (в Пелыме и по сей день еще сохранились такие улицы, например — ул. Школьная. Конечно, жители не теряют надежду на приход и в их края цивилизации в виде ровной дороги, которая позволит обеспе¬чить проезд к жилым домам различного автотранспорта, благодаря чему, конечно же, принесет своеобразный комфорт для жизни стариков и детей, если только улица не будет признана «археоло¬гическим памятником» прошлого века), «ходить» по жердям было неудобно, скользко, поэтому вскоре тротуар' заменили на деревянный, но называли его по-прежнему «лежневка» (такой тротуар можно и сегодня встретить вдоль улицы К.Маркса). Улица Строителей Слово «лежневка» у многих пожилых жителей поселка вызывает сладостные воспоминания прошедшей молодости. По доскам не только шли по утрам на работу, а вечером, усталые, возвращались домой. Это было место свиданий и романтических прогулок. Здесь знакомились и расставались, пели песни и плакали. Только по «лежневке» девушки могли пройти в туфельках на каблучках, поскольку вокруг стояла непролазная грязь, и самой подходящей обувью даже для модниц станови¬лись резиновые и кирзовые сапоги. Разные люди строили поселок, среди них были и студенты, приезжавшие в стройотрядах на «борьбу с неустроенностью и непостроенностью», и молодые специалисты, окончившие ВУЗы, тех¬никумы, училища, и, конечно же, рабочие. Строители, построив самое основное, важное для удовлетворительных условий жизни людей в Пелыме, пошли дальше с лозунгом: «Вперед на Обь», так как им еще нужно было «дать жизнь» многим другим населенным пунктам, одновременно проложив железнодорожную полосу, протя¬женностью 275 километров. (Руководил строительством генерал Илья Вениаминович Толштейн, позже В.А.Казимчук, И.А.Василевский). Один из первых строителей п. Пелым, в настоящее время почетный гражданин, Мульмин, вспоми¬нает: «Побыв у строителей, я заспешил на Родину — в низовья реки Пелым, чтобы после ледохода приехать вместе с семьей и бригадой молодых людей строить поселок, среди них был и А.И.Галак¬тионов, который тоже остался жить в Пелыме. 31 августа 1961 года построили железнодорожный мост через реку Пелым, длиной 150 метров. С этого дня бесперебойно пошли поезда...». Туда, в деревянное царство, где сопки далекие спят... Трудно пришлось первым строителям. Любой труд, если его выполняешь с полной отдачей, — труден, а тут еще — жизнь в палатках, вагончиках. Зимой — лютые морозы. Летом — мошка, комары «с кулак», слепни. Весной и осенью — слякоть, грязь и постоянная сырость. Одежда не просыхала. Порой ощущали нехватку продовольствия, но работать не прекращали: валили лес, возводили дома. «Рос наш поселок (продолжает вспоминать Д.Д.Мульмин), «росли» и строители в своем мастерстве — приобретали специальности, осваивали смежные профессии. Из плотника я стал прорабом, мастерами стали бульдозерист Ф.В.Кадочников, плотник Н.И.Лебедев и другие ребята». Пелымское СМУ за 10 лет построило 2 крупных леспромхоза — Пелымский и Атымский. Первым директором Пелымского леспромхоза стал А.И.Мартынов. Первое население поселка состояло из пяти семей, но как только поселок начал обустраиваться, численность возросла. Вырос поселок, люди стали жить в добротных деревянных домах, дети ходить в школу и детский сад, молодежь — в клуб. Вырос и достаток пелымчан. Покупались мотоциклы, машины, народ стал не только ходить в отпуск, но и ездить на отдых на различные курорты, лечиться в профилакториях. В дальнейшем в поселке развернулось строительство кирпичных трехэтажек, а затем и пятиэтажных домов, благоустройство улиц, начало работать Пелымское ЛПУ МГ — филиал ООО «Тюментрансгаз» по транспортировке газа. ...Много нового в поселке: улицы, магазины, садики, клубы, школы, спортплощадки. Но главная достопримечательность Пелыма это — люди. И пусть они разные: смелые и не очень, сердитые и веселые, красивые и умные, но по-своему неординарные и как всегда — неугомонные. Преображается тайга, теряя девственную неприкосновенность, одновременно приобретая ка¬кой-то свой, неповторимый шик, бесконечно открывая человеку все новые и новые «дороги в жизнь». Уходит тьма, а вместе с ней уходят и страхи далеких трудных, но незабываемых лет. Начало положено... Сегодня мы живем в настоящем благодаря тем первым из прошлого, а они живут с нами своими добрыми делами так же, как и мы будем жить в будущем в памяти следующих поколений. ...Да, повезло этой болотистой местности. Пришли сюда люди. И какие люди! Пришли по велению сердца. Пришли и выстояли, и выстроили, и начали жить... |
История в фотографиях: Первый универмаг в п. Пелым 1961 г. В магазине 1961 г. Вертолетная площадка 1959 г. Бригада строителей Мост через р. Пелым |